Главная » Статьи » Мои статьи

«Тестовая технология как средство совершенствования контроля над качеством обученности младших школьников»

 

Раздел I.

Информация об опыте

Оперативное управление любым процессом требует получения оперативной информации о состоянии и результатах этого процесса.Решение этой проблемы видится в применении тестовой технологии.

МАТТИС В.П.

 

Тема опыта «Тестовая технология как средство совершенствования контроля над качеством обученности младших школьников».

 

Условия возникновения опыта

Проведенные  наблюдения  показали, что именно средства контроля над качеством обученности не совершенны. Недостаточно только контрольных, самостоятельных работ, устных опросов для проверки знаний учащихся, для объективной их оценки. Возникло осознание того, что особое место в структуре учебной деятельности должно отводиться для  применения тестовой технологии. Системно-деятельностный подход в обучении требует разработки эффективной  и одновременно объективной системы контроля знаний обучающихся, в чем наиболее значимую роль может сыграть тестовый контроль.  Применение заданий в тестовой форме характеризуется возможностью организовать тотальный контроль усвоения знаний, в самом лучшем смысле слова «тотальный». Ни один другой метод такой удивительной возможности не предоставляет.

Наблюдения за обучающимися, беседы с коллегами, показали, что в реальной практике обучение приёмам тестирования осуществляется стихийно.Поэтому в практику своей деятельности я стала внедрять тестовую технологию.

Актуальность опыта

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

   В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта.  Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Оценка знаний – один из главнейших вопросов не только школы, но и педагогики в целом. В этом нет сомнений. Оценка, порой, - единственный видимый результат многолетних усилий ребенка в школе. Свои знания, которые, очевидно, самоценны и не влияют на школьную оценку, он сможет применить и ощутить как достигнутый результат лишь много позже – после окончания школы, то есть – с точки зрения школьника – когда-нибудь. А оценка – вот она. Она радость или огорчение, стимул для еще больших усилий или психологический блок – такой, что руки опускаются и уже больше ничего в жизни не хочется. Она и объективная, и субъективная, и общая, и индивидуальная.

Переход на новые стандарты требует совершенствования образовательного процесса в соответствии с тенденциями развития образования:

- от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

- от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

- от статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно волевой регуляции.

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.

Тест – это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности обучающихся. Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения. В учебном процессе помимо тестов применяются совокупности заданий в тестовой форме. Технологическое преимущество заданий тестовой формы проявляется в их соответствии требованиям автоматизации рутинных компонентов обучения и контроля знаний. Семантическое преимущество заданий заключается в лучшем понимании их смысла и значения. Это связано, во-первых, со словесным составом задания в тестовой форме: смысл тестового утверждения улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса.

Таким образом, изложенный выше материал делает опыт актуальным и требует специальной организации формирования тестирования как произвольности познавательных процессов младших школьников. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Владение  различными способами выполнения тестовых заданий, умение применять тесовую компетенцию, которую называют «тестовой мудростью» способствует  развитию образовательных компетенций обучающихся.

Ведущая  педагогическая  идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения в начальной школе посредством широкого внедрения тестовой технологии в учебный процесс.

Работа по теме опыта осуществляется с 2008 года,  с момента осознания необходимости расширения форм  и методов, применяемых на уроках с целью контроля за качеством обученности школьников.

Диапазон применения опыта  основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности младших школьников и представляет собой единую систему «урок – внеклассная работа». Опыт работы может быть использован учителями начальной школы, отдельные приёмы и методы приемлемы для использования  в работе учителей  различной предметной направленности, работающих в средней и старшей школе.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных видов тестов, тестовых заданий, нацеленных на совершенствование системы оценки знаний обучающихся.

 

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи педагогов исследователей Р.П. Мильруда, С.К. Фоломкиной, В.П. Симкина, Ф.М. Рабиновича, О.Г. Полякова, М.Е. Брейгиной, В. Тейлора, отмечавших в своих трудах целесообразность практического применения тестового контроля в образовательном процессе как эффективной формы контроля.

М.В. Гамезо определял тест как «стандартизированное …испытание».

А. Ребер, характеризуя тест в своем Большом психологическом толковом словаре писал, что «тест - это совокупность вопросов и заданий…».

В свою очередь Н.С. Выготский, говорил, что  «тест это краткое экспериментально-психологическое испытание для определения высоты развития какой-либо функции».

Понятие «тестовая компетенция» по мнению Р.П. Мильруда,  является производным от понятия «компетенция» в его современном употреблении. «Компетенция» образована от латинского «добиваться» и означает некоторый набор усвоенных стратегий деятельности, обеспечивающих её успешное осуществление и достижение поставленной цели. 

По определению С.К. Фоломкиной  «под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всегда имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу». Такое определение наиболее приемлемо для осуществления проверки знаний обучающихся начальной школы.

Понятие теста.  Есть две версии происхождения слова “тест”:

  1. “Тест” — происходит из старофранцузкого языка и имеет синоним “чашка” (этот сосуд использовали алхимики для проведения опытов).
  2. “Тест” происходит от английского слова “test” — испытание, исследование.

Для психолого-педагогической области существует несколько определений понятия “тест”. Эти определения близки между собой и определяют тест как проверку, испытание.

Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, простота в использовании, прогностическая ценность. Разработка тестовых заданий, конструирование интерактивных тестов – сложный процесс, требующий высокопрофессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки качества разработанных тестов.      

 

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — это форма контроля знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов.
  • Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

 

 

Преимущества тестирования перед другими формами контроля.

Тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Имеет ряд преимуществ перед традиционными методами контроля, а именно:

1. Обеспечивает объективность контроля. Исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки, как к кому относимся). Объективен только в том случае, если тест составлен качественно. Предлагается много вариантов, что тоже обеспечивает объективность проверки.

2. Легкая обработка результатов. Проверять гораздо легче, чем контрольные работы. Экономия времени учителя.

3. Развивает логическое мышление обучающихся, непроизвольное внимание.

 

Преимущества тестирования:

 

·         Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

·         Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.

·         Тесты – это более объемный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный – 3 – 5. Это позволяет выявить знания обучающегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний обучающегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

·         Тест – это более точный инструмент. Так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырех.

 

Недостатки:

 

·         Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

·         Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанных с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, обучающийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Требования к составлению тестовых заданий

Задание должно:

  1. Содержать одну законченную мысль.
  2. Быть однозначным (недопустимо двусмыслие или неточность формулировки).
  3. Быть по теме контроля.
  4. Быть кратким.
  5. Быть независимым от других заданий теста.
  6. Иметь простую структуру текста задания.
  7. Не содержать вопроса с Подвохом.
  8. Быть согласованным по грамматической форме.
  9. Содержать в основной части больше слов, чем в тексте ответа.
  10. Не иметь возможности догадаться при выборе ответа:
    а) вербальные ассоциации;
    б) содержать однородные слова в ответе.
  11. Иметь случайное расположение правильных ответов.
  12. Иметь не зависимые друг от друга ответы.
  13. Не содержать двойного отрицания.

 Применение заданий в тестовой форме в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить  кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной  и мотивирующей функции таких заданий. Многократно было показано, что задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность  и прочность его изучения.

1. В тесте должны использоваться различные виды тестовых заданий для лучшего восприятия, избегания утомляемости.

2. Задания в тесте должны идти по каждой теме от простого к сложному.

3. При составлении заданий или при оценке имеющегося теста необходимо, чтобы соблюдались правила предъявляемые к различным видам заданий.

4. Необходимо избегать тривиальности тестовых заданий.

Методы оценки результатов тестирования и время выполнения тестов зависят от уровня подготовки класса. Оценка результатов может осуществляться с помощью контроля. После оценки результатов проводится анализ выполнения теста, указываются типичные ошибки и способы их преодоления.

Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

 Для осуществления цели и задач опыта, разработаны мастер-класс и система уроков (Приложение №1, №2, №3, №4, №5, №6) с применением тестовой  технологии, правила работы с тестами (Приложение № 7).

 

Раздел II

Технология опыта

Целью данной работы является выявление педагогических условий для успешного использования тестов как формы контроля над качеством обученности младших школьников.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

Задачи:

  1. Осветить теоретические аспекты характеристики тестирования как эффективной формы контроля.
  2. Исследовать эффективность применения тестовой компетенции обучающихся как средства контроля в образовательном процессе.
  3. Развитие способности к самостоятельному поэтапному прогнозированию  действий контроля по достижению цели.
  4. Развитие способности обучающихся управлять познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, воображением) в соответствии с учебными задачами.

В тестовой технологии особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей.

В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Построение процесса обучения, социально-ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика. Необходимо строить обучение так, чтобы ученик прилагал усилия, преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата. Такая позиция рассчитана не на силу ребёнка, а не на его слабость. Таким образом, процесс обучения направлен на решение поисковых и творческих задач и на создание условий для полноценного использования возможностей ученика.

1. Объективность оценки, так как в тестовомконтроле влияние субъективных факторов исключено (например, таких  как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках, настроение, уровень квалификации конкретного учителя  и т.п.);

2. Достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения; осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;

3. Эффективность; можно одновременно тестировать большое число обучающихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;

4. Надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;

5. Дифференцирующая способность, так как в тестах содержатся задания различного уровня; осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;

6. Реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний обучающихся;

7. Сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

8. Повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений обучающимися; возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий.

9. Высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность обучающегося;

   10. Ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;

11.Возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля.

Цель внедрения технологии- обеспечение преемственности внутришкольного и внешнего контроля учебного процесса, проводимого с использованием тестовых методик: при тестировании учащихся 9 и 11 классов Центром оценки и контроля качества образования, при сдаче единого государственного экзамена, при проведении тестирования. С этой же целью в нашей начальной школе мы стали внедрять новую технологию.

Контроль качества обучения по его результатам является обязательным компонентом учебногопроцесса. Контроль, который на момент окончания обучения в начальной, в средней школе должен соответствовать государственным стандартам осуществляется над выявлением уровня усвоения знаний обучающимися.
      Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контролясистемой тестовразличного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым обучающимся.

1. Задания закрытого типа с выбором ответа.

    В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех-четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны быть, очевидно, неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся. Выделяются несколько видов заданий данного типа.

1. Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

              (Приложение 2)Пример.

Какое произведение можно назвать сказкой?

1) «Жаворонок»

  1. «На горке»
  2. «Лиса и журавль»

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа.

              (Приложение 3)Пример.

Сказку «О царе Салтане» написал:

  1. Л.Н. Толстой
  2. А.С. Пушкин

3. Задание на определение  литературоведческого понятия. В этом случае можно предложить определение и предоставить возможность выбора соответствующего термина или, наоборот, указать понятие и предоставить возможность выбора определения .(работа в группах)

              (Приложение 4)Пример.

Басня – это …

«На горке» Н.Носова – это …

Эпитет – это …

2. Задания открытого типа.

Это задания с ответом, конструируемым учениками, как правило, составляются в определенной последовательности.

              (Приложение 5)Пример.

Вспомним белорусскую народную сказку «Легкий хлеб». Чему она учит? (на экране)

Сказка учит тому, что легкий хлеб …

3. Задания на установление логической последовательности.

Этот вид задания включает определение  логической последовательности в произведении

Укажи последовательность развития событий в русской народной сказке «Колобок».

волк                          дед                            колобок

баба                          лиса                          заяц

медведь

4. Задания свободной формы.

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних слов» из перечня, завершение фразы.

1) С.Есенин «Черемуха». Заверши фразу.

            Черемуха …………….    (душистая)

             Зелень ……………….     (золотистая)

   Волна ………………..     (гремучая)

  1. В перечисленном списке зачеркните лишнее.

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Опишите характер мачехи: злая, завистливая, уважительная, добрая, вредная.

5. Задания на установление соответствия.

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому, причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливается стрелками.

Соедини с ответом.

              (Приложение 6)Пример.

К.Чуковский                 «Радость»

                                       «Федорино горе»

А.Барто                         «Веревочка»

                                       «Терем-теремок»

С.Маршак                     «Почта»

 

Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию, эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса

Раздел III

Результативность опыта

Оценка результативности актуального опыта была проведена автором опыта по следующим критериям:

1.Сравнительный анализ качества знаний учащихся за 3 года.

2.Динамика роста качества знаний обучающихся.

3. Уровень развития произвольности познавательных процессов за 3 года.

4. Результаты психолого-педагогического исследования.

 

Сравнительный анализ качества знаний учащихся за 3 года.

Одним из показателей успешного овладения приёмами и методами контроля с применением тестовой технологии является позитивная динамика качественной успеваемости обучающихся по предметам.

2011 – 2012 год – 65%

2012 – 2013 год – 68%

2013 – 2014 год – 68%

 

Динамика роста качества знаний обучающихся.

Рост качества знаний обучающихся

 

Уровень развития произвольности познавательных процессов за

3 года.

В  период работы     над опытом   проводилось    изучение уровня развития произвольности познавательных процессов, включающее в себя     выявление сформированности контроля («Тест определение уровня произвольности»). Результаты  приведены в таблице:

Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2011-2012

39%

26%

35%

2012-2013

37%

28%

35%

2013-2014

38%

41%

21%

Результаты психолого-педагогического исследования.

Результаты проведённого анкетирования показали, что большей части учащихся нравится, когда учитель использует технологию тестового контроля для проверки знаний и умений.

 

Таким образом, систематическая работа по развитию у младших школьников контроля с применением тестовой технологии способствует формированию произвольности познавательных процессов, учебной деятельности в целом, способствует становлению личности младшего школьника.  

 

Библиографический список:

1.       Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: АДЕПТ, 1998.

 

2.       Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М.:Исслед. Центр пробл. кач. подгот. спец. (ИЦПКПС), 1994.

 

3.       Аванесов В.С. Основы теории разработки заданий в тестовой форме. - М.: ИЦПКПС, 1989.

 

4.       Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. - М.: ИЦПКПС, 1998.

 

5.   Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования. - 2004. - № 3.

 

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - М.: Педагогика, 2003. № 10.

 

  1. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

 

  1. ГущинЮ.Ф., Татур А.О. Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения // Актуальные проблемы тестирования в образовании: Материалы науч. - практ. конф. - М., 1999.

 

  1. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учеб. пособие. -М.: Логос, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Джурова (13.12.2014)
Просмотров: 2714 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar